SPECIA в лице Татьяны Артемьевой и Екатерины Соловьёвой продолжают рейд по петербургским агентствам. [spoiler]На этот раз на каверзные вопросы пришлось отвечать основателям интернет-агентства «Медиасфера»: Георгию Кужиму, Дмитрию Максимову и Денису Петрову.
На фото: Георгий Кужим, Дмитрий Максимов и Денис Петров
ДИНОЗАВРЫ РЫНКА ИЛИ КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Катя: «Медиасфера» существует с 1997 года, интересно узнать, какие изменения, тенденции вы, как долгожители рынка, наблюдали и наблюдаете? Георгий: Да, действительно, мы мастодонты или динозавры (смеётся). Дмитрий: В 97 году рынок появлялся в Москве, а рынка в Петербурге ещё как такового не было. Серьезный рынок интернет-рекламы и веб-разработки начал формироваться году так в 2003, хотя до цивилизации было далеко даже в это время. В Петербург цивилизация начала приходить где-то в 2012 году: вырос уровень клиентов, уровень агентств, появилась качественная конкуренция.
Таня: А как возникла идея в 1997 году сделать интернет-агентство? Дмитрий: Хорошим знакомым нужен был сайт, название и логотип. Я взял и сделал. После этого начали появляться новые заказы. Так и возникло агентство, которое называлось «Maxtasy design». Спрос на сайты рос все больше и больше. В 2003 году мы начали успешно заниматься поисковым продвижением (SEO вообще только появлялось в России). К этому моменту сформировался большой поток заказов и необходимо было переходить на новый уровень. Тогда мы с Георгием и Денисом и открыли ООО «Интернет-агентство Медиасфера». В 2009-2010 годах мы делали по 50 сайтов в год, провели большую работу и встали на первое место в Яндексе по всей России по запросу «продвижение сайта». На нас обрушился еще больший шквал заявок. Мы росли в среднем в 2 раза в год. Очень быстро достигли приличных показателей, расширили спектр услуг, появилась комплексность, хорошая аналитика, одними из первых внедрили проектный подход к управлению интернет-маркетингом, получили сертификацию ISO 9001. А в последние годы у нас начали появляться и новые дочерние агентства.
Команда интернет-агентства «Медиасфера»
ДОЧКИ ИЛИ КАК РОДИЛАСЬ ГРУППА КОМПАНИЙ
Таня: Расскажите нам эту историю. Катя: Как появился El Fidel и зачем в апреле этого года Func. вошел в группу компаний? Дмитрий: Креативному агентству El Fidel на данный момент почти 3 года. К нам пришел очень сильный специалист Кирилл Романов, который хотел делать топовые сайты мирового уровня. Мы были не против. Так появился El Fidel. При разработке они анализируют топовые сайты в России и за рубежом и делают лучшие сайты в отрасли. Этот подход себя окупил. В El Fidel идут такие клиенты как автодилеры Bentley, Ferrari, крупнейшие компании по управлению недвижимостью со всей страны. Порой на вопрос, почему выбрали El Fidel, клиенты отвечают, что среди лучших сайтов отрасли два сделаны нашим агентством, это приятно. Денис: El Fidel дал очень серьезный толчок к развитию всей группы компаний, вывел на другой уровень клиентов. Дмитрий: Тут есть бизнес-секрет: приход в компанию людей с другим опытом и высоким уровнем всегда дает мощный импульс к развитию. И мы это регулярно используем.
Таня: А команды отдельно находятся? Или есть сотрудники, которые работают и в Медиасфере, и в El Fidel? Дмитрий: Нет. У El Fidel своя команда. У нас в офисе сидит креатив и администрирование. А для того, чтобы иметь возможность масштабироваться и отбирать качество, все конечные подрядчики привлекаются удаленно. Если поступает много задач, мы привлекаем больше людей, меньше задач — меньше людей. Это экономически грамотно и позволяет получать очень высокое качество.
Таня: А про Func. расскажите. Как эта компания к вам присоединилась, и, главное, зачем? Дмитрий: Инициатива была со стороны одного из основателей Func (Николая Страха). У Func. очень сильный продакшн — сайты уровня Зенит, СКА, Кассир.ру. При этом у них не было экспертизы в рекламе. Параллельно Николай стал руководителем питерского подразделения инвестиционного фонда ФРИИ и у него появилась большая загрузка. Поэтому у присоединения было две цели: добавить экспертизу в рекламе и высокий уровень в управлении бизнес-процессами. А для Медиасферы это приход новых специалистов высокого уровня и очень хорошие клиенты.
Катя: А чем отличается Func. и El Fidel? Дмитрий: El Fidel — это стратегия, креатив и сайты в диапазоне от 500 тыс. до 1,5 млн. рублей, Func. — дизайн, проектирование, сложные SAAS-решения, топовое веб-производство (сайты от 1,5-2 миллионов рублей). Медиасфера — это эффективное интернет-агентство высокого уровня, которое делает комплексный интернет-маркетинг с аналитикой и сайты до 500 тыс. рублей. Вот такое разделение: продакшн (Func.), креатив (El Fidel), качественная интернет-реклама (Медиасфера).
Катя: Такое разделение — это тренд на рынке? Можно назвать уже несколько компаний, у которых есть отдельные агентства, студии. Дмитрий: По сути да. В Петербурге некоторые руководители заканчивали MBA. Там дается четкое понимание, что на определенном этапе развития бизнеса нужно выделять перспективные направления в отдельные компании и назначать людей, которые будут их развивать. Один человек или даже несколько человек не могут полноценно уследить за всеми направлениями. Денис: Одни и те же люди, одни и те же сотрудники не понимают, как правильно работать с клиентами разных сегментов. У представителей крупного бизнеса одни задачи, у более мелкого другие. Разделение позволяет охватить разные сегменты и разные сферы услуг. Это тренд не только в digital, но и в других отраслях. Георгий: В Москве тренд с разными брендами существует давно. Еще лет 5-6 назад разные компании сегментировались на разные целевые аудитории, целевые продукты. Мы в Петербурге все-таки догоняем и тренд доехал до нас года 2-3 назад.
ПРО ЦЕННОСТИ И СЕМЬЮ ВНУТРИ КОМПАНИИ
Таня: У меня есть стандартный вопрос: не сложно работать, когда несколько руководителей? Как вы распределяете обязанности между собой? Дмитрий: Когда у компании один владелец, он часто действует по принципу «что хочу, то ворочу». Когда учредителей несколько, такого обычно не бывает. Всегда есть баланс: у одного одни сильные стороны, у другого другие. Также и должностные обязанности: кому-то нравится делать одно, кому-то другое, у каждого все получается, и это приносит удовольствие. Денис: Хочу отметить, что у нас еще и дружеские отношения. Мы можем поругаться, тут же помириться и руководствуемся тремя здравыми смыслами. Бывают ситуации, когда мы смотрим все с разных стороны, находим компромисс и приходим к более взвешенному решению. Это эффективно и для нас, и для сотрудников, и для развития компании в целом. Дмитрий: Если кому-то хочется посамодурствовать, то ему просто не дают другие. У нас есть ценности, которых мы все придерживаемся.
Отцы-основатели интернет-агентства «Медиасфера»
Катя: А как формировались ценности в течение этих лет? Дмитрий: Какое-то время назад стало понятно, что ценности, спущенные сверху, не работают. Мы начали вырабатывать их вместе с сотрудниками и остановились на 12 общих. Основные идеи это: 1 - Качество и эффективность для клиента. 2 - Постоянное развитие всех сотрудников и компании. 3 - Команда. Можно сказать, что нас отличает от других семейная атмосфера в команде. Денис: Отчасти это потому, что в компанию изначально пришли люди, с которыми мы уже работали или дружили. У нас был похожий взгляд на многие вещи.
Таня: А как удалось сохранить эти ценности при масштабировании команды? Денис: У нас уже сложившийся коллектив. Когда сюда приходят люди, которым эти ценности внутренне не близки, они не могут работать. Таких было немного. Обычно у нас задерживаются надолго.
Катя: Сегодня на рынке есть идея, что человек это всего лишь бизнес-единица. Если она не пашет на вас 24/7, то ее можно спокойно увольнять. Главное — деньги, а не отношения. Дмитрий: Недавно в фэйсбуке был пост по поводу взаимоотношений в команде. Смысл такой: «Если в компании семейная атмосфера, то компания не эффективна и умрет через пару лет, несмотря на вливание денег». Завязалась дискуссия, я написал очень коротко: «Высший пилотаж — это умение сочетать семейную атмосферу с высокой эффективностью, с работой по KPI, с постоянным развитием, и, что немаловажно, постоянно привлекать новых людей, новую кровь, которая будет давать толчок к развитию». Это стоило больших усилий, но мы этого добились. Георгий: Для нас очень важно, когда сотрудники вовлечены не только в работу, но и в управление компанией. Они чувствуют, что их мнение для нас очень важно. Поэтому мы регулярно проводим опросы и вовлекаем сотрудников в принятие решений. Это всё и дает ощущение семейности и дружбы в коллективе. Это близко нам, поэтому мы и строим такую компанию, в которую с удовольствием приходишь каждый день.
Трудовые будни в Медиасфере
Таня: Семейные отношения и дружба не создают проблем в коллективе? Не было ситуаций, что уходит ключевой сотрудник, а за ним уходит половина отдела? Денис: Дело в том, что ни один ключевой сотрудник от нас не уходил. Таня: С 1997 года? Денис: В это трудно поверить, но у нас не было массового оттока сотрудников. Георгий: Это действительно так. Если посмотреть на костяк команды, то эти люди с нами с самого начала. Понятно, что с течением времени люди меняются, некоторым нужно идти дальше, но случаев, когда человек достиг своего потолка развития в компании и расти некуда, единицы. Массового ухода сотрудников никогда не было. Дмитрий: У нас очень долго ходила шутка, что уходят только девушки и только в декрет (смеётся).
Таня: У вас же ещё есть офис в Москве, а как удается транслировать эти ценности на расстоянии? Не скучают ли там сотрудники? Дмитрий: Мы отправили одного из самых ярких носителей ценностей отсюда. Другой вариант бы не получился. В Москву уехал Тимур Угулава, который здесь был заместителем руководителя отдела продаж, и там все держится на нем, он является транслятором и носителем наших ценностей. Денис: Мы перевезли его туда вместе с супругой, котом и жильем (смеётся). Дмитрий: Сделали все, чтобы ему было комфортно. Единственное, найти хороших московских продажников очень сложно. Поэтому мы продолжаем искать тех, кто подойдет нашим требованиям. А чтобы не скучали, мы с ними ежедневно общаемся по скайпу, подключаем на ежемесячные совещания и приглашаем на празднование значимых дат.
Тимур Угулава, руководитель московского офиса интернет-агентства «Медиасфера»
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Катя: Медиасфера год назад вошла в Cпецию, а с этого квартала и в Координационный совет. Для чего? Дмитрий: Есть четкое понимание, что несколько сильных личностей, сильных компаний могут менять ситуацию на питерском рынке. Это необходимо и для продвижения в Москву, и за рубеж. Параллельно есть и другие цели: PR, привлечение кадров. Если компания известна, то намного легче находить хороших специалистов. Есть рейтинги, где голосуют коллеги, а они видят деятельность тех, кто в Специи и особенно в совете. Георгий: Эта идея хороша тем, что такое сообщество как Специя может двигать рынок и сформировать ячейку компаний, которые станут лидерами в России. По сравнению с Москвой у нас намного больше преимуществ: рынок меньше, общаемся больше.
Команда Медиасферы на втором турнире Specia по пляжному волейболу
Катя: Недавно вы выступили инициаторами круглых столов руководителей агентств. Теперь у руководителей есть возможность собираться на регулярной основе. Зачем? Дмитрий: Видимо, сформировался определенный дефицит общения среди руководителей. Есть потребность обмена опытом, есть потребность роста. Особенно остро это обозначилось на последнем прогоне докладов перед СПИК. Там прозвучала мысль, что мы говорим много важных вещей и хотелось бы сесть, обменяться опытом, узнать кто и как делает. Для этого и организовали «Круглые столы». На последнем мероприятие было больше людей и уже перешли к практическим решениям, это показывает, что идея правильная.
Круглый стол «Интеграция агентств: мечта или реальность»
ПРО ФУТБОЛ И АЛЁШУ
Таня: Я слышала ещё про футбольную историю. Можете подробно рассказать? Георгий: Ей уже 7 лет. Я вхожу в клуб директоров Chief Time и как-то предложил активным предпринимателям поиграть в футбол вместе с детьми из детских домов на площадке клуба «Звезда». Мы придумали смешанные команды: три предпринимателя, три ребенка. Опыт показывает, что детям не хватает элементарного общения с адекватными людьми. После игры им интересно посидеть, попить чай, пообщаться. В рамках этой истории появилась и история с футбольным клубом Ювентус.
Катя: Можно подробней? Георгий: Идея родилась неожиданно, когда мой ребенок играл в футбольном клубе, а я был председателем родительского комитета. Я видел бардак в детском футболе и в организации вообще. Подумал, что нужно сделать такой клуб, где всё будет ясно и понятно. Совершенно случайно меня познакомили с Алексеем, президентом фанатского движения Ювентус в России. Я предложил ему пригласить тренеров из академии и он поехал договариваться. Итальянцы долго принимали решение, но в итоге доверились нам. Сейчас у нас все права по представлению футбольного клуба Ювентус в России. Мы сделали Juventus Camp: это международная история, которая направлена на развитие детского футбола. Да, это не бесплатно, но дети получают массу впечатлений, футбольные навыки, которые они хотят развить. В прошлом году мы провели 2 сессии в Санкт-Петербурге, где приняли участие 150 человек. В этом году две сессии в Санкт-Петербурге, две в Москве и уже более 200 участников. В следующем году планируем ещё и в Сочи. Таня: А сколько длится сессия? Георгий: Неделю. Детей приводят с утра на стадион на первую тренировку, потом у них изучение итальянского языка и обед в итальянском ресторане, вторая тренировка и вечером домой. А вообще всё, что мы делаем, это наши интересы. Любой бизнес это не просто бизнес, это скорее то, что приносит удовольствие. Те бизнесы, которые открывались исключительно ради денег, не приживались.
Juventus Camp
Таня: Знаю, что вы очень активно участвуете и в других социальных активностях. В каких именно? Георгий: Про социальную активность можно сказать, что это история каждого человека, который хочет делать что-то хорошее. Один из наших первых опытов был давно: мы начали с поддержки благотворительного фонда «Алёша». В какой-то момент мы поняли, что у нас есть силы и возможность помочь БФ «Алёша», занялись созданием сайта и продвижением. За счет этого он начал выходить на новый уровень, привлекать больше пожертвований, участвовать в различных мероприятиях, в фонд стало больше приходить и волонтеров, и спонсоров. Могу сказать, что социальная активность и благотворительность не зависят от денег. Если ты участвуешь в проекте и создаешь что-то для сложных социальных слоев, это и есть социальная активность. Мы никогда не перечисляем просто так деньги, мы помогаем в рамках наших компетенций. Дмитрий: Например, все наши сотрудники собирают подарки для детей из детских домов на Новый год. Кстати, наша двенадцатая ценность как раз о том, что нужно помогать и быть социально активными. Мы стараемся делать этот мир немножечко лучше каждый день.